Счетная палата требует провести кадастровый учет объектов недвижимости, права на которые возникли до 31.01.1998 г.
 — О компании — Новости недвижимости — Счетная палата требует провести кадастровый учет объектов недвижимости, права на которые возникли до 31.01.1998 г.

Счетная палата требует провести кадастровый учет объектов недвижимости, права на которые возникли до 31.01.1998 г.

18 Декабря 2017

Счетную палату обеспокоило снижение имущественных налогов – феномен демонстрирует региональная статистика. Часть субъектов имеет положительную динамику налогообложения, налоговые суммы других постоянно снижаются. Часть регионов демонстрирует стабильный уровень показателя. Негативные тенденции, считают специалисты Счетной палаты, частично диктует законодательство. Последнее предложено откорректировать.

Администрирование – источник бед

Счетная палата исследовала статистику, затрагивающую администрирование налогов:

  • анализу подвергнуты суммы, собираемые с земельных наделов, транспортных средств, имущества частников. Статистикой охвачены 2014-15 годы;
  • исследовались также статистические особенности дебиторской задолженности по категории «имущественные налоги»;
  • изучались действия структур федеральных, местных властей, причастных к налогообложениям.

Все налоги, напомним, формируют консолидированные бюджеты.

Базовый негативный фактор

Счетная палата констатировала: «Надежда исправить положение законом, регулирующим регистрацию недвижимости, оказались тщетными». Напомним, 218 ФЗ запущен властями январем 2017-го. Конечно, большая часть нововведений – положительный фактор. Полного провала нет. Положение, считает СЧ, усугубляют также некоторые нормативно-правовые акты, имеющие изъяны.

Вторичные факторы

Базы данных, формирующих представление налоговиков о недвижимости, страдают неполнотой. Причина их ущербности – неопределенность срока извещения ведомства об операциях с недвижимостью. Подразумеваются купля/продажа, дарение, приватизация, завершение строительства, другие операции. Некоторые лица намеренно затягивают процедуру, подрывая бюджетную основу РФ.

Часть недвижимости, актуализированная до 1998 года, вообще выпала из кадастрового учета – объекты не имеют собственников. Начислять налоги некому – страдает бюджет. Ситуация продиктована законодательно.

Осуществлению учета препятствует также терминология, не подкрепленная законодательными актами. Среди спорных терминов оказались: «гараж», «сарай», «индивидуальный жилой дом», «объект незавершенного строительства», «единый недвижимый комплекс», «иные здания». Неоднозначность используется мошенниками, избегающими налогообложения.

Позитивная региональная картина

Позитивная налоговая обстановка демонстрируется 34 регионами – власти обеспечили положительную динамику налогообложения. 10-процентный прирост достигнут 12 регионами. Среди них:

  • Москва, Амурская, Тамбовская области, ряд других;
  • в 10-процентники попали Карелия, Ингушетия, Адыгея, Тыва, Татарстан, Камчатский край, ряд других.

Отрицательны региональные тенденции

Особенно обеспокоена Счетная палата нарастающим недобором налогов. Здесь статистика также региональная - 2014-15 годы ознаменовались снижением налоговых сумм в 12 регионах:

  • 2014 принес сокращение налогов из Смоленской, Мурманской, Калининградской, Кировской, Астраханской, Саратовской, Магаданской, Свердловской, Кемеровской областей. Аналогичная тенденция охватила Ненецкую автономию, Кабардино-Балкарию, Приморье;
  • 2015-м уменьшились налоги Калужской, Курганской, Липецкой, Свердловской, Иркутской, областей. Подобная динамика пришла в Дагестан, Хакасию, Чувашию, на Чукотку, в Пермский, Приморский края.

Следующим годом падение налоговых поступлений охватило 38 регионов. Особенно насторожило Счетную палату стабильная деградация налоговой массы, демонстрируемое Свердловской областью – налоговая кривая имеет трехлетнее снижение. Аналитики, исследовав ситуацию, констатировали: «Власти увлеклись налоговыми льготами, понижающими коэффициентами». Наибольший провал свердловчан в сегменте «кадастровые налоги».

Бюджеты, «не отягощенные» налоговыми поступлениями

Аналитиками выделены бюджеты, практически не формируемые имущественными налогами – порогом определено 1-процентное поступление. Столь скудная поддержка местных бюджетных портфелей демонстрируют Якутия, Тыва, Сахалин, Магаданская область, Чукотка. Среди «отстающих» республик – Чечня, Ингушетия. Слабой статистикой охвачены 2013-16 годы.

Отдельным блоком эксперты выделили Крым, объяснив «феномен» географическим положением. Под географию попали и перечисленные выше субъекты. Негатив объясняется также немногочисленностью налогоплательщиков. Понятно, за последними стоит скудость объектов налогообложения по всему спектру: земельному, имущественному. Отмечена также платежная недисциплинированность обывателей.

Лидеры налогообложения

Положительная региональная обстановка констатируется экспертами, если налоговая отдача в бюджет перешагивает через 5-процентную планку. Такой эффективности добились налоговики Владимирской, Московский областей, свидетельствует документ СЧ. Среди краев подобной продуктивности добился только Краснодарский. Индикатор, использованный аналитиками, также охватывает 2013-16 годы.

Роль налоговых уведомлений

Налоговики «общаются» с обывателями путем рассылки налоговых уведомлений. Отчетность ведомства зафиксировала: текущим годом подразделениями Налоговой службы разослано 72 миллиона уведомлений. Через почты отправлено 55 миллионов. Треть уведомлений ушла из ведомства впервые. Последний показатель отсчитывается от всей массы почтовых отправлений. Термин «впервые» распространяется на 2014-15 годы.

Налоговые уведомления, как источник долгов

Технология работы с налоговыми уведомления несколько раз менялась – вот этапы:

  • документ отправляется обывателю, опережая срок платежа на 30 дней;
  • 2015 внес изменения – стали отправлять до 1 сентября;
  • 2016 снова внес коррективы в технологию – крайний срок обозначили 1 ноября.

Специалисты считают: 30-дневного запаса времени обывателю зачастую недостаточно. Под этим подразумеваются:

  • единовременное обременение граждан множеством налогов;
  • вопросы, возникающие у обывателей: адекватность предъявленной суммы; несоответствие счета параметрам собственности; другие загадки начислений.

Вышеперечисленное разбалансирует налоговую систему – смещаются платежи, возникают задолженности, омрачающие статистику финансового года. Окончательный результат – недовыполнение бюджетного показателя.

Долговая картина

Объем налоговой задолженности по РФ, зафиксированный ведомством на январь 2017-го, превышает 212 миллиардов. Сумма, напомним, касается имущественных налогов, затрагивающих физлиц. Двукратным ростом индикатора характеризуется состояние 48 субъектов. Рекордная – 2.5 и большая кратность – зафиксирована в 8 регионах. Среди последних – Брянская, Липецкая, Калужской, Псковской, Пензенская области. Есть и республики: Чувашия, Дагестан, Чечня.

Ухудшение картины инициировано переносом срока оплаты налогов. Выше уже писалось: налоговый провал 2016 вызвала смена срока: первоначально было 1 октября, стало 1 декабря. Пертурбации сроков принесли, считают эксперты, перемещения мероприятий, реализующих сбор налогов. Вся технология, реализующаяся в четвертом квартале, «переехала» на первый следующего года.

Среднероссийский показатель, характеризуемый всей задолженностью, отнесенной к валовому собранному налогу, устойчиво растет: 2013 – 46%; 2014 – 52%, 2015 – 58%, 2016 – 74%. Выявленной тенденции следуют 65 субъектов. Среди областей негативная динамика присуща Ивановской, Оренбургской, Астраханской, Ульяновской, Саратовской, ряду других. Среди краев – Забайкалье. Среди республик – Дагестан, Кабардино-Балкария. Среднегодовая скорость прироста индикатора превышает 8 единиц.

Что делать

Представленная налоговая картина требует реагирования, констатировали специалисты Счетной палаты. Структурам, причастным к налоговой политике, предложено откорректировать следующие вопросы:

  • установить адекватные ситуации сроки, позволяющие обывателям своевременно зарегистрировать недвижимость. Касается ситуации приобретения, дарения, купли/продажи, приватизации и др.;
  • решить кадастровые проблемы по объектам недвижимости, попавшим в зону внимания налоговиков после января 1998 года – правовые нормы ранее были иными;
  • озаботиться нормативным определением терминов: «гараж», «сарай», «индивидуальный жилой дом», «объект незавершенки», «единый недвижимый комплекс», «иные здания».

Заключение

Вышеописанную налоговую картину, подчеркивает Счетная плата, невозможно исправить корректировкой упомянутых вопросов. Требуется следующий шаг – ускорение комплексных кадастровых мероприятий. Последние должны охватить все поселения, городки, деревни. Следует организовать упорядочение границ земельных наделов, выявить неиспользуемые. Отдельная тема – выявление незаконной земельной собственности, установление реальных собственников.

Документ, информирующий причастные министерства, ведомства о ситуации, направлен Счетной палатой и правительству.


Возврат к списку